promo

суббота, 31 августа 2013 г.

Теория мотивации по А. Маслоу.

Теория мотивации оп Абрахаму Маслоу, тщательно описанная в его трудах «Мотивация и Личность», нашла широкое применение в сфере управления персонала, в искусстве продвижения товаров, в психологии.

Любопытно то, что в свое время, когда сам автор презентовал свое видение на движущие силы в каждом человеке – его теория воспринялись интеллектуальной элитой в штыки. Однозначного мнения до сих пор нет. Кто-то, теорию мотивации по Маслоу ставит краеугольным камнем в своей практической деятельности, а кто-то до сих пор не доверяет ей…

Краткая суть данной теории изложена в статье: пирамида потребностей по Маслоу, ниже можете скачать оригинал «Мотивация и личность», в котором вы ни разу не встретите само даже слово «Пирамида» (но мысли о иерархии потребностей – прослеживается весьма наглядно). Автор уделил 16 лет на изучение потребностей человека, несмотря на всеобщую критику авторитетов в области психологии, и несколько раз переосмысливал свои труды…

По этому сделать ужимку, консистенцию из его трудов, и все это сжать в одну статью – очень сложно.

Для визуального представления его теории и понимания сути — достаточно понять его сверх краткую версию в виде пирамиды, ссылка выше…

Но все же попытаюсь, во первых, списком вывести самые важные тезисы из его теории мотивации, во вторых, оглашу очень интересные мысли А. Маслоу.

Теория мотивации по Маслоу

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.

В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды, потребность во сне … и др.

Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…

2. Потребность в безопасности

Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.

Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.

Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью), в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)

Доминировать над всеми остальным потребностями будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)

Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в безопасности.

Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …

Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.

Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…

4. Потребность в самоактуализации

Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.

У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно. Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.

Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.

5. Потребность в познании и понимании

По другому можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.

Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как по времени, так и по достижению.

6. Эстетические потребности

Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают косвенные улики.

Маслоу: Мотивация и личность, интересные мысли из его трудов

Интересных мыслей довольно много, саму книгу можете скачать ниже. Но самые интересные мысли в контексте блога об успехе стоит озвучить.

Человек никогда не поймет потребности других людей, если сам ранее их никогда не испытывал. (кто вырост в достатке пищи, может быть крайне жесток к бедным людям, испытывающие крайнюю нужду к еде).

Удовлетворив потребность, особенно нижнию, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).

Человек ценит, то что может удовлетворить его насущные потребности, и перестает ценить, что уже удовлетворено, но на каком-то этапе может произойти реверс – возвращение к старой потребности (не ценим, что имеем, а потерявши — плачем)

Все положительные ценности человека (доброта, щедрость, благо, взаимопомощь.. и т.д.) на самом деле – являются базовыми первостепенными потребностями человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий